Исследовательский центр искусственного интеллекта

Исследовательский центр искусственного интеллекта (ИЦИИ) занимается исследованиями и разработкой интеллектуальных программных систем — систем, способных осуществлять автономную рациональную деятельность, обучаться и адаптироваться, планировать и прогнозировать, рассуждать и делать выводы, взаимодействовать на естественном языке и осуществлять визуальное восприятие.

В настоящее время центр специализируется на следующих направлениях:

  • анализ и обработка текстов на естественном языке, информационный поиск и структуризация информации,
  • представление знаний и проектирование онтологий,
  • машинное обучение.

ИЦИИ является структурным подразделением Института программных систем им. А.К.Айламазяна. В 1984 году в институте (до 1986 года филиал Института проблем кибернетики АН СССР) была создана лаборатория Проблем представления знаний под руководством Геннадия Семеновича Осипова. Позднее лаборатория была реорганизована в центр.

Кай-Фу Ли, один из ста самых влиятельных людей мира по версии журнала Times, написал книгу о том, как, по его мнению, искусственный интеллект изменит мир в ближайшем будущем. Кай-Фу Ли более тридцати лет занимается искусственным интеллектом как исследователь, разработчик и инвестор. Он занимал руководящие посты в Microsoft, SGI и Apple, возглавлял Google China, а в 2009 году основал фонд Sinovation Ventures. Его книга вышла на китайском в 2018 году, а сейчас выпущена в русском переводе издательством «Манн, Иванов и Фербер».
Российский оператор сотовой связи «Билайн» (компания «Вымпелком») разработал новый интеллектуальный инструмент для обработки фотоснимков, сделанных дронами. Тестированием системы занимаются волонтеры поисково-спасательных отрядов «Лиза Алерт». В данное время нейросеть учится различать фотографии, на которых есть люди или принадлежащие людям вещи. Уже сейчас технология позволяет сэкономить время изучения снимков более чем в два раза – что принципиально важно для спасателей, так как для потерявшегося в лесу человека счет порой идет на минуты.
Американский банк Chase для своих маркетинговых кампаний заключил контракт на пять лет с разработчиком искусственного интеллекта по созданию рекламных текстов Persado. По наблюдениям банка, фразы, сгенерированные ИИ, зачастую получают больше внимания клиентов. Chase и Persado сотрудничают с 2016 года, но до сих пор Persado «занимался» только ипотекой и выдачей банковских карт. Теперь компания начнёт работать над текстами для всех направлений банка. Persado будет создавать тексты для медийной рекламы, рекламы в Facebook и почтовых рассылок.