Роботы «Westworld» и моральная дилемма

  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Печатать
  • PDF

Норберт Винер, основоположник кибернетики, вместе с ней сформулировал и предупреждение об опасности роботов, которое легло в основу сюжета многих книг о будущем. Уже в самом начале века компьютеров он предостерёг о способности интеллектуальных машин нанести вред цивилизации и, возможно, даже разрушить её, если мы не в состоянии обращаться с ними со смирением и заботой.

Винер не имел в виду злодеев вроде Скайнета, искусственного интеллекта, нацеленного на геноцид, из фильмов «Терминатор», или роботов сайлонов, ведущих войну против своих хозяев, из сериала «Звёздный крейсер «Галактика»». Вместо этого он изложил сценарий, где машина со своей безупречной логикой постоянно навлекает катастрофы, повинуясь инструкциям, содержащим не исправленные владельцем ошибки, способные привести к опасным для жизни людей ситуациям. «Машина закончит свою работу молниеносно», − говорит Норберт: «Люди соображают гораздо медленнее, у них просто не будет времени осознать и предотвратить опасность».

Винер понял, что люди, владеющие интеллектуальными или разумными машинами, столкнутся с моральными проблемами, подобными проблемам рабовладения. Писатель-футурист Филип К. Дик эффектно раздул эту тему и сделал ключевой во многих своих произведениях. Например, это легко заметить в произведении в «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Роман, вдохновивший создателей фильма 1982 года «Бегущий по лезвию». Этот фильм кристаллизировал то, что такие футурологи, как Дик, уже давно рассматривают в качестве следующего этапа рабства. Картина показала синтетических существ, названных андроидами, произведенных для использования в качестве секс-игрушек, солдат, убийц и так далее. Когда андроиды начинают жить как свободные люди и делать свой выбор осознанно, охотник за премиальными разыскивает их и «усыпляет». Он должен сказать, что усыпит их до смерти.

Новый сериал телеканала HBO «Westworld», хотя основан на научно-фантастическом триллере 1973 года о восстании роботов-рабов в парке развлечений, так же тесно связан с «Бегущим по лезвию» и сюжетно, и по сути. В сериале множество отсылок к старому фильму. На это указывает, например, употребление героями слова «retire» (то, что в классическом русском переводе романа превратилось в «усыпить»), взятом из книги Филиппа Дика, для описания решения руководства парка о лоботомии проститутки-киборга. Ее вина в том, что она сопротивляется, когда на нее нападают, несмотря на запрограммированный алгоритм, требующий, чтобы она позволяла себя насиловать, душить и убивать (на время, до пересборки). При обычных обстоятельствах киборгов, которые «умирают», хирургическим путем восстанавливают, подвергают стиранию памяти, и далее их вновь возвращают в работу. На следующий день ад для них повторяется.

Сериал «Westworld» подвергся критике за спекуляцию на теме насилия. Но насилие в этом сериале довольно банальное, в сравнении с насилием и резнёй в некоторых видеоиграх, где чуть ли не каждую секунду показывают истерзанные человеческие трупы. Вообразите, что геймеры через 10 лет смогут войти в реальный мир, где «почти-человек» истекает кровью, кричит и «умирает», получая ранения в бою. Это кровавое, нравственно сомнительное будущее, предлагаемое нам этим сериалом.

Отец кибернетики предостерегал людей от желания прислуживать становящимся всё умнее и умнее интеллектуальным машинам. «Мы хотим, чтобы раб был умён и мы могли делегировать ему некоторые задачи», − пишет Винер: «Однако так же мы хотим, чтобы он нам полностью подчинялся». Очевидная проблема состоит в том, что острый ум и раболепное подчинение не идут рука об руку.

Люди, работающие в «Westworld», узнают это на собственном опыте, когда киборг понимает, что его кровавые кошмары вовсе не сны, а часть реального мира. Сюжет сериала явно понравился бы Винеру.

в разделе: В мире Просмотров: 1086