Производительность суперкомпьютера Сколковского института науки и технологий в следующие полгода планируется увеличить до 1,5 петафлопс. Сейчас в Сколтехе существует несколько гибридных кластеров (GPU/CPU) общей производительностью порядка 100 TF. Апгрейд увеличит пиковую производительность на порядок, и это создаст качественно новые возможности.

«Есть огромное количество вопросов, которые нельзя экспериментально проверить, которые можно только отмоделировать», – говорит вице-президент Фонда «Сколково» по науке и образованию Николай Суетин. Для того объема задач, которые сегодня решает Сколтех, производительности суперкомпьютера уже недостаточно. «Как показала практика, едва только появляется суперкомпьютер любого уровня, он в течение двух лет загружается настолько, что к нему выстраивается очередь. Задач всегда больше возможности вычислений».

Мощный суперкомпьютер нужен, чтобы заглянуть туда, куда иначе заглянуть невозможно, утверждает директор Центра Сколтеха по научным и инженерным вычислительным технологиям для задач с большими массивами данных Максим Федоров: «Мы знаем о недрах Земли меньше, чем мы знаем о космосе. А все потому, что (пока?) не существует телескопа, который позволил бы заглянуть внутрь Земли. Нашим «телескопом» является математическое моделирование. То же касается и глубин океанов. Т.е. суперкомпьютер позволяет промоделировать процессы, которые трудно, опасно, невозможно наблюдать экспериментально».

Обращаясь к тому, чем непосредственно занимаются исследователи Сколтеха, Максим Федоров называет три направления, в которых применение более мощного суперкомпьютера может дать качественные сдвиги: нефтегазовая область (в частности решение обратных задач сейсмологии – фактически, разведка полезных ископаемых); новые материалы (например, свойства веществ при сверхвысоких давлениях); фармакология (особенно работа с токсичными соединениями) .

Наращивание производительности суперкомпьютера Сколтеха приведет к качественным изменениям, уверен профессор Максим Федоров. Прежде всего, это скажется на скорости выполнения проектов.

«Часть проектов будет выполняться быстрее на порядок, особенно те, которые связаны с машинным обучением, – прогнозирует он. – А в машинном обучении сейчас очень многое определяет скорость, например, скорость обработки больших массивов видеоданных и изображений. Совершенно точно мы сможем работать с большим количеством видео. К лету мы также сможем уверенно работать с большим количеством трехмерных данных. Это, например, данные томографии или данные трехмерного моделирования поверхности Земли. Сейчас мы тоже, естественно, работаем с трехмерными данными, но это пока достаточно медленно, и, скажем так, не получается полета… Если говорить о лекарственных препаратах, мы сможем обрабатывать базы данных с десятками миллиардов записей параметров молекул-кандидатов в лекарства, чего мы сейчас опять-таки быстро делать не можем. То есть будет не один, а несколько качественных скачков.
То же касается количества компаний «Сколково», пользующихся нашими вычислительными возможностями. Сейчас это несколько резидентов Фонда; когда мы введем новые мощности в строй, можно будет говорить о сотнях компаний».

При этом Максим Федоров не склонен абсолютизировать возможности суперкомпьютера. По его мнению, человечество еще бесконечно далеко от создания машины, которая приблизилась бы по интеллектуальным способностям к мозгу человека. Полуслепой Кеплер смог на основании наблюдений Тихо Браге вывести законы движения планет, которых сам никогда не видел. В этом отношении возможности машины не превышают способностей насекомого, правда, – «очень специализированного насекомого», как выражается профессор.

Подробнее – на сайте Сколково