Исследовательский центр искусственного интеллекта

Исследовательский центр искусственного интеллекта (ИЦИИ) занимается исследованиями и разработкой интеллектуальных программных систем — систем, способных осуществлять автономную рациональную деятельность, обучаться и адаптироваться, планировать и прогнозировать, рассуждать и делать выводы, взаимодействовать на естественном языке и осуществлять визуальное восприятие.

В настоящее время центр специализируется на следующих направлениях:

  • анализ и обработка текстов на естественном языке, информационный поиск и структуризация информации,
  • представление знаний и проектирование онтологий,
  • машинное обучение.

ИЦИИ является структурным подразделением Института программных систем им. А.К.Айламазяна. Дата основания центра — 4 сентября 1984 года; тогда была создана лаборатория Системного и проблемного ориентировочного математического обеспечения под руководством Геннадия Семеновича Осипова. Позднее лаборатория была реорганизована в центр.

Сверхъестественный успех AlphaGo в игре в го был принят многими как конец превосходства человеческого интеллекта, однако исследователь из компании Google Дэвид Сильвер (David Silver) не воспринимает это таким образом. Вместо этого он видит множество потенциальных возможностей.

Как один из ведущих архитекторов разработанной Google DeepMind системы AlphaGo, которая победила чемпиона Южной Кореи Ли Седоля (Lee Se-dol) со счётом 4:1, Сильвер считает, что далее эта технология должна сыграть роль в помощи здоровью человека.

«Мы хотели бы использовать эти технологи, чтобы делать мир лучше». — сказал он аудитории исследователей во вторник на Международной совместной конференции по вопросам искусственного интеллекта в Нью-Йорке (Joint Conference on Artificial Intelligence in New York).
Microsoft опубликовала исходный код своего проекта Malmo. Теперь любой пользователь, имеющий некоторый навык программирования, может экспериментировать с искусственным интеллектом в мире Minecraft.
Проект AIX был представлен ещё в марте, однако исходный код на всеобщее обозрение выложили на Github только сейчас. Minecraft – игра с простой графикой про строительство мира из блоков, которую компания Microsoft купила за 2.5 миллиарда долларов. Она идеально подходит для проверки взаимодействия человека и искусственного интеллекта. Игра по сути всего лишь модель, поэтому она подходит для безопасной проверки того, как ИИ учится выполнять определённые виды физических задач. Тут машина, нарушающая правила движения, или сорвавшаяся вагонетка не могут кому-то повредить. Поскольку сервер Minecraft может контролировать скорость течения времени внутри игры, исследователи могут ускорить моделирование, так что не надо ждать, пока герой носит тяжёлые грузы вниз и вверх, например. В силу того, что всё моделируется, сервер может измерять и контролировать каждую деталь для последующего воспроизведения и анализа, что облегчает для других исследователей повторение опубликованных результатов.
Машинные умы часто представляются этакими черными ящиками, процессы принятия решений которых неисповедимы. Но ученые, работающие с машинным интеллектом, срывают покровы тайны: они открывают чёрный ящик и заглядывают внутрь. Например, они обнаружили, что при просмотре фотографий люди и машины рассматривают их по-разному.

Исследователи из компании Facebook и Политехнического университета Виргинии (Virginia Tech) протестировали и людей, и машин. Суть тестов была в том, чтобы ответить на простые вопросы по фотографиям - эту задачу может выполнить и искусственный интеллект. Но интересовали их вовсе не ответы на вопросы. Их целью было составление карт внимания человеческого и искусственного интеллекта, чтобы пролить немного света на различия между ними.

«Карты внимания дают редкую возможность сравнить человеческий интеллект с искусственным», - комментирует Лоуренс Зитник (Lawrence Zitnick) из центра исследования искусственного интеллекта Facebook - «Сравнение двух типов карт могло бы помочь понять смотрят ли компьютеры в нужном направлении».