Общение с роботом как с живым человеком

  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Печатать
  • PDF

Сегодня многим знакомы системы искусственного интеллекта (голосовые помощники), такие как Siri, Google now и Cortana. Они работают на основе одного и того же принципа: сначала вопрос задаёт человек, а после отвечает голосовой помощник. В диалоге человек‒искусственный интеллект общей является поочередность. То есть говорит сначала один, второй отвечает. Нет ощущения живого разговора. Чтобы решить эту проблему Кристал Чао (Crystal Chao) из Технологического университета Джорджии (США) разрабатывает и применяет принципиально новые методы общения между людьми и роботизированными системами.

Идея состоит в том, чтобы превратить общение между человеком и машиной в аналог живой речи. В этом случае компьютер не будет ждать «своего хода». Услышав паузу в разговоре, он должен будет сказать собственную фразу, исходя из объема полученной ранее информации. Чтобы у пользователя возникли такие же ощущения, как при общении с другим человеком, программа может даже перебивать собеседника.

Для такого программного обеспечения (ПО) разработано два комплекса «настроений». Первый комплекс — «активно-эгоцентричный» (активный): диалог ведётся более настойчиво, искусственный интеллект (ИИ) вставляет свои фразы при малейшей паузе, чаще перебивает. Второй комплекс настроений — «пессимистичный» (пассивный): в данном случае ИИ ведёт себя более пассивно, то есть он вставляет меньше своих комментариев и фраз, делает более длинные паузы и почти не перебивает человека.

Чао разработала набор параметров, с помощью которых робот будет восприниматься активным или, наоборот, пассивным:

  • Будет ли робот говорить, как только наступает момент молчания?
  • Может ли он прерывать других, если они говорят слишком долго?
  • Может ли робот позволить себе быть прерванным, или нет?
  • Допускает ли он конфликтный разговор и то, как долго он может длиться?
  • Сколько секунд молчания робот может оставить, прежде чем снова заговорить?
  • Насколько длинные паузы он может делать между своими предложениями?
  • Сколько жестов, таких как кивание или употребление междометий вроде «мм, хм» может выполнить робот?
  • Должен ли человек ждать паузу, чтобы начать разговор?

Чао обнаружила, что с помощью активных параметров робот воспринимается как экстраверт. Когда он использует пассивное участие, люди считают его «застенчивым».

Ожидается, что, когда робот будет более активным и разговорчивым, он будет восприниматься как экстраверт и станет социально привлекательным. Но когда робот становится чрезвычайно активным, он может показаться эгоцентричным и менее привлекательным. Такое общение похоже на взаимодействие с кем-то эгоистичным, тем, кто постоянно говорит только о себе. Чтобы общение с ИИ воспринималось положительно, должен быть баланс между активным и пассивным состоянием.

В перспективе новый «эмоциональный» стиль диалога с ИИ может быть использован для обработки голосовых команд для роботов и различных компьютерных программ.

Источники: robotics.com.ua, innoros.ru.

в разделе: В мире Просмотров: 3639